БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ
Главы Новоуральского городского округа
«Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Новоуральского городского округа
на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов»
Уважаемые депутаты!
Уважаемые новоуральцы!
Основные задачи, предъявляемые к бюджетной и налоговой политике Новоуральского городского округа - повышение эффективности использования бюджетных средств, поддержка экономического роста, выполнение социальных обязательств.
В течение трех ближайших лет бюджет Новоуральска сохранит свою социальную направленность. Наша главная цель и задача - повышение качества жизни новоуральцев.
Для реализации этой цели в Новоуральском городском округе сохраняются необходимые условия и возможности.
I Основные показатели прогноза экономического и социального развития городского округа на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов
Прогноз социально-экономического развития Новоуральского городского округа на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов разработан в умеренно-оптимистичном варианте, с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Свердловской области, итогов социально-экономического развития Новоуральского городского округа в 2012 году и ожидаемых показателей за 2013 год.
В связи с замедлением темпов развития экономического роста мировой и российской экономики, в Новоуральском городском округе прогнозируется снижение отдельных показателей.
Среднегодовые темпы прироста промышленного производства в 2014-2016 годах в текущих ценах прогнозируются на уровне 4-5%. Это несколько превышает общероссийский прогноз, но ниже предыдущего прогноза по Новоуральску.
Оборот крупных и средних организаций обрабатывающих производств (без учета основной деятельности УЭХК) ожидается: в 2014 году – 9,2 млрд. руб., в 2015 – 9,7 млрд. руб., в 2016 – 10,3 млрд. руб.
Инвестиции в экономику округа в 2014-2016 годах планируются с приростом в сопоставимых условиях на 1-2%, что также ниже предыдущего прогноза. Ориентировочный их объем составит: 2014 – 6,2 млрд. руб., 2015 – 6,6 млрд. руб., 2016 – 6,9 млрд. руб.
Уровень официально регистрируемой безработицы в 2014-2015 годах прогнозируется на невысоком уровне 1,7%, в 2016 – 1,6%. Однако, данный показатель не отражает ситуацию со скрытой безработицей.
В 2014-2016 годах прогнозируется рост количества малых предприятий на 20 единиц в год. К 2016 году их количество составит 880 (против 820 к концу 2013 года). Число занятых на малых предприятиях в среднесрочной перспективе сохранится на уровне 12 тыс. человек.
Розничный товарооборот в 2014 году в сопоставимых ценах должен вырасти на 0,7%, достигнув 15,3 млрд. руб. Эта тенденция незначительного прироста розничного товарооборота сохранится и 2015-2016 годах.
Параметры повышения фондов оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений определены с учетом достижения уровня средней заработной платы, определенного в указах Президента России от 7 мая 2012 года № 597 и от 1 июня 2012 года № 761. Так, фонд оплаты труда:
- педагогических работников учреждений дополнительного образования запланирован с учетом среднегодового размера заработной платы в 2014 году не ниже 19906 руб., с ростом до 26325 руб. в 2016 году;
- педагогических работников учреждений дошкольного образования - с учетом доведения уровня средней заработной платы на конец 2014 года до 26169 рублей, с увеличением до 31266 рублей на конец 2016 года;
- работников учреждений культуры - с учетом доведения среднегодового уровня заработной платы в 2014 году не ниже 20581 руб., с ростом до 32138 рублей в 2016 году.
Фонды оплаты труда работников иных категорий работников муниципальных учреждений запланированы с учетом индексации с 1 октября 2014 года на 5%, с 1 октября 2015 года на 5,4%, с 1 октября 2016 года на 5%.
Ожидаемый размер среднемесячной заработной платы в целом по городу составит: в 2014 году - 35500 рублей, в 2015 – 37400, в 2016 – 39500 рублей.
II Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы
Президент России В.В. Путин в бюджетном послании на 2014-2016 годы отметил, что на первый план выходит решение следующих задач:
- повышения эффективности расходов,
- переориентации бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений,
- достижение измеримых, общественно значимых результатов.
Для достижения этих задач коренным образом меняется принцип построения бюджета. В Новоуральске, одном из первых среди муниципалитетов, проект бюджета 2014 года сформирован на программной основе.
Основные принципы программно-целевого управления – это ориентация бюджета на достижение определенных целей, персональная ответственность за каждую цель и задачу, оплата муниципальных заданий за фактически оказываемые услуги, повышение их качества. Программный бюджет даст возможность жителям увидеть, на что конкретно направляются средства бюджета, оценить качество муниципальных услуг.
Переход к программному бюджету должен изменить и саму процедуру бюджетного планирования: не от денег к мероприятиям, а от целей - к мероприятиям и к деньгам. Наши цели и задачи определены Программой комплексного социально-экономического развития ЗАТО Новоуральский городской округ на 2013-2017 годы, утвержденной Думой в декабре прошлого года. Именно этот документ должен стать стержнем бюджетного планирования. Так же считаю необходимым завершить в 2014 году разработку Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Новоуральского городского округа до 2040 года.
Проблему эффективности бюджетных расходов Президент страны (на заседании Государственного совета 04.10.2013) определил «базовым вопросом государственного управления», затрагивающим все уровни власти – от федерального центра до муниципалитета. Серьёзный резерв для увеличения отдачи от бюджетных расходов кроется в работе муниципальных учреждений. В рамках реализации майских указов Президента должен быть обеспечен рост заработной платы в бюджетной сфере. При этом повышение заработной платы в бюджетном секторе должно сопровождаться ростом качества услуг. Директорам муниципальных учреждений следует шире изучать и внедрять передовой опыт российских организаций, активнее переходить на предоставление услуг в электронном виде.
За 2 последних года муниципальные учреждения перешли на новую форму работы и финансирования посредством муниципальных заданий, наработан определенный опыт работы. Но время не стоит на месте, на сегодня задача Администрации городского округа состоит в разработке новых, более совершенных подходов к формированию муниципальных заданий. На уровне муниципальных учреждений, как и на уровне отдельных работников, пора реализовать понятный принцип: лучше работаешь - больше получаешь.
Руководители муниципальных учреждений должны осознать, что в ожидаемых сложных экономических условиях рассчитывать на дополнительное финансирование не придется. Задача каждого руководителя - поиск внутренних резервов. Один из них – сокращение раздутой численности административно-управленческого персонала. Когда в отдельных муниципальных учреждениях заместителей больше, чем у Главы Администрации – это неприемлемо.
Особо остановлюсь на ответственности руководителей. Проведенные Контрольно-счетной комиссией, Финансовым управлением проверки показали, что отдельные руководители неэкономно обходятся с бюджетными средствами, не по-хозяйски управляют муниципальной собственностью. Либо, что еще хуже, используют их в личных целях. Кадровые решения по таким руководителям уже приняты, и я отмечаю принципиальность Главы Администрации в этом вопросе. Позиция руководства города здесь единая: спросим за каждый бюджетный рубль, с неэффективными менеджерами – будем расставаться.
В вопросах формирования бюджета и контроля расходования бюджетных средств нам не обойтись без гражданского общества. Уверен, что ощутимую помощь в этом направлении нам окажет созданная Общественная палата, общественные организации, общественные советники Главы, активные и неравнодушные граждане.
С 1 января 2014 года вступает в силу новый федеральный закон «О контрактной системе». Он должен серьезным образом заменить всю систему закупок. Звучат мнения, что закон несовершенный. «Закон суров, но это закон». Поэтому ставлю задачу всем ГРБС и получателям бюджетных средств: за оставшееся время досконально изучить нормативную базу и подготовиться к работе в новых условиях.
Одна из важных целей на 2014 год - формирование оптимальных условий для инвесторов и благоприятного инвестиционного климата, стимулирование привлечения инвестиций в экономику. Как показывает опыт, инвестор, выбирая территорию, учитывает не только ее географические преимущества, но и деловой климат, внимание власти к предпринимателям, состояние инфраструктуры, информационную открытость.
В центре внимания областной и местной власти в 2014 году будет создание Новоуральского индустриального парка. В текущем году Администрация оперативно подготовили все необходимые документы по отводу земельного участка, начались проектные работы. Важнейшая задача для органов местного самоуправления, городских предприятий – создать привлекательные условия для инвесторов, чтобы наш индустриальный парк стал местом размещения новых, инновационных производств, высокотехнологичных рабочих мест.
В качестве одного из механизмов привлечения инвесторов необходимо рассматривать государственно-частное партнерство. В Новоуральске имеется такой опыт – это сотрудничество с ГК «Росатом», ОАО «ТВЭЛ», Уральским электрохимическим комбинатом по реализации значимых проектов: ремонт детских садов, приобретение квартир для молодых специалистов, создание лицея, поддержка малого бизнеса и другие. Такое сотрудничество будем продолжать.
При планировании нашей работы также следует учитывать стимулирование из областного бюджета муниципальных образований, добившихся роста налоговых поступлений. На эти цели областью выделяется сумма в 215 млн. руб. Распределение трансфертов будет производиться в зависимости от прироста частных инвестиций на территории муниципалитетов. При решении о софинасировании расходных обязательств муниципалитета будут учитываться не только цели предоставления субсидий, но и конечные результаты, которые должны быть достигнуты.
Основные задачи налоговой политики Новоуральского городского округа включают:
- совершенствование взаимодействия с налоговыми органами, усиление мер воздействия на должников по налогам; сокращение недоимки;
- увеличение налогового потенциала путем реализации мероприятий, направленных на развитие малого и среднего бизнеса. Необходимо взвешенно подходить к местным налогам. При расчете налоговых доходов проекта бюджета 2014 года ставки налога на имущество физических лиц и коэффициента К2 по единому налогу на вменённый доход сохранены на уровне 2013 года. Окончательное решение по ставкам местных налогов будет принято Думой Новоуральского городского округа 30 октября 2013 года.
- совершенствование процедуры сбора доходов администраторами доходов бюджета, усиление их контрольных функций. Здесь у нас есть определенные неиспользованные резервы. Так, неоднократно, в течение этого года, мы указывали на неудовлетворительную, пассивную работу административной комиссии. Число составленных протоколов должно быть в разы больше. Это позволит и навести порядок в городе, и пополнить бюджет.
Пора, наконец, разобраться с платой за проезд большегрузных автомобилей по нашим дорогам. Это тоже весомый источник доходов.
Администрации необходимо провести серьезную ревизию муниципальной собственности: не должно быть неиспользуемых помещений, строений, оборудования. Все объекты должны использоваться в работе муниципальных организаций, либо приносить доход.
В проекте бюджета на 2014 год отражены 14 муниципальных программ, направленных на улучшение демографии, безопасности проживания, новое строительство, ремонт дорог, развитие коммунальной инфраструктуры, поддержку молодых семей, инвалидов, развитие системы образования, физкультуры и спорта. Общий объем финансирования программ 4 млрд. 320 млн. руб. - 96% бюджета. Остановлюсь на приоритетных программах и мероприятиях.
1. Программа «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства». Общий объем финансирования – 284 млн. руб.
В последние годы в Новоуральске было немало сделано для приведения дорог в надлежащее состояние. 2014 год в Новоуральске можно будет без преувеличения назвать «Годом дорог»: на их ремонт планируется направить 106 млн. руб. и отремонтировать 164,3 тыс. м2 – это в 1,7 раза больше, чем в текущем году.
Запланирован ремонт участков улиц: Автозаводская, Юбилейная, Крупская, Гагарина, Горького, Чурина, Вокзальная, Герцена, Заречная, Дзержинского, Первомайская, Ольховая, Пионерская, Ленина (от школы №57 до ул. Комарова), Тегенцева, Театральный проезд, Мичурина, Фурманова. На ремонт межпоселенческой дороги предусмотрено 10,9 млн. руб.
2. Программа "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности". Общий объем финансирования – 349 млн. руб.
В рамках программы запланировано 95,7 млн. руб. на оснащение многоквартирных домов приборами учета потребления энергетических ресурсов. Выделенные средства позволят довести уровень оснащенности домов приборами учета до уровня более 80%.
24 млн. руб. запланировано на техническое перевооружение системы газоснабжения жилых домов в квартале 50 (квартал внутри улиц Комарова-Фурманова-Спортивная-Ленина). Необходимость решения данной проблемы неоднократно озвучивали депутаты городской Думы. В результате выполнения данного мероприятия будет переведены с сжиженного газа на природный 30 домов, что позволит снизить расходы на коммунальные услуги у жителей 1700 квартир.
20 млн. руб. предусмотрено на продолжение реконструкции системы электроснабжения 2-го микрорайона; 11 млн. руб. – на решение вопросов электроснабжения в сельских населенных пунктах.
В текущем году мы начали большую работу по отселению граждан из ветхого жилья, поступают письма-благодарности от жителей. В 2014 году это направление будет продолжено, предусмотрено 7 млн. руб. приобретение квартир для переселения граждан.
3. Программа «Реализация основных направлений развития в строительном комплексе». Общий объем финансирования – 154 млн. руб.
В 2014 году будет начато строительство социального жилого дома по адресу ул. Фрунзе, 2 на 45 квартир, с вводом в эксплуатацию в 2015 году.
Не менее важной задачей на предстоящий период является развитие индивидуального жилищного строительства. В проекте бюджета предусмотрены средства 78,6 млн. руб. на строительство магистральных сетей инженерно-технического обеспечения МКР-24, что позволит продолжить там малоэтажное строительство с объемом ввода индивидуального жилья 24 тыс. м2.
Для подготовки территории под малоэтажное строительство заложено 3,1 млн. руб. на разработку проектов планировки:
- 3-ей очереди МКР-13;
- жилого квартала в р-не ул. Ольховая в п. Мурзинка;
- жилого квартала в р-не ул. Ясная в п. Мурзинка;
- жилого квартала в р-не ул. Ленина в с. Тарасково НО.
4. Программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры». Общий объем финансирования – 801 млн. руб.
758,5 млн. руб. запланировано на решение давно наболевшей проблемы: погашение задолженности перед ОАО «УЭХК» за топливно-энергетические ресурсы.
Программой предусмотрено 7,9 млн. руб. на первый этап работ по переводу жилых домов на электропищеприготовление. Этот вопрос также поднимали депутаты нашей Думы. Планируется выполнить работы по 6 домам (134 квартирам).
На разработку схем теплоснабжения и водоснабжения Новоуральска заложено по 4 млн. руб. Также предусматриваются средства на ремонт сетей тепло и водоснабжения города.
5. Программа «Социальная поддержка населения».
Общий объем финансирования – 278 млн. руб.
Мероприятия программы включают:
- предоставление адресной социальной поддержки жителям;
- осуществление выплат ветеранам ко Дню Победы;
- транспортные услуги инвалидам;
- проведение общественно значимых городских мероприятия для ветеранов и инвалидов.
- оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.
264 млн. руб. запланировано на предоставление компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг более чем 26 тысячам жителей.
Постоянными комиссиями Думы, Общественной палатой подготовлены предложения по дополнительным мерам социальной поддержки, которые будут рассмотрены сегодня на заседании Думы.
6. Программа «Развитие системы образования Новоуральского городского округа». Общий объем финансирования – 1 млрд. 911 млн. руб.
Большая часть мероприятий – реализация образовательных программ и создание условий для осуществления образовательного процесса.
На проведение мероприятий по предписаниям надзорных органов на объектах системы образования предусмотрено почти 42 млн. руб., в т.ч. на капитальный ремонт зданий образовательных учреждений 8,5 млн. рублей.
В рамках данной программы также запланировано 32 млн. руб. на завершение строительства детского сада-ясли на 225 мест в 21 микрорайоне. Ввод в эксплуатацию этого детского сада позволит решить проблему с местами для детей в возрасте от полутора до трех лет и обеспечить шаговую доступность детских садов в Южном районе.
На детскую оздоровительную кампанию для 4,5 тыс. детей предусмотрено 32 млн. руб.
Бюджетный процесс в Новоуральске достаточно открыт. Проводятся публичные слушания, на которых жители имеют возможность внести предложения к проекту бюджета. Проект бюджета, утвержденный бюджет, изменения в него, отчет об исполнении бюджета публикуются в муниципальной газете. На официальном сайте Думы есть специальный раздел, посвященный бюджету. Тем не менее, считаю необходимым придать бюджету ещё большую открытость. Поручаю разработать брошюру «Бюджет - для новоуральцев». Каждый житель должен иметь возможность в доступной форме получить информацию о том, сколько у Новоуральска доходов и расходов, какие программы являются для нас приоритетными, каких результатов мы хотим достичь.
III Основные характеристики бюджета округа на 2014 год, распределение средств по главным распорядителям бюджетных средств
Общий объём доходов бюджета планируется:
на 2014 год – 4 млрд. 519 млн. руб., что на 37% больше уточнённого плана текущего года.
на 2015 год – 3 млрд. 509 млн. руб.
на 2016 год – 3 млрд. 654 млн. руб.
Объем межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджета в 2014 году составит 1 млрд. 574 млн. руб.
Вместе с тем, ввиду сложной ситуации в экономике, стихийным бедствием на Дальнем Востоке, может произойти сокращение бюджетов всех уровней, включая муниципальные. Это необходимо учитывать Администрации и всем нам при формировании и исполнении бюджета в 2014 году и в последующие годы.
Общий объём расходов бюджетаНовоуральского городского округа планируется:
на 2014 год - 4 млрд. 497 млн. рублей, что на 31% больше уточненного плана 2013 года;
на 2015 - 3 млрд. 509 млн. руб.
на 2016 - 3 млрд. 654 млн. руб.
В 2014 планируется погасить кредит банка 22 млн. руб., расходы на обслуживание муниципального долга составят 1,5 млн. руб. В 2015 и 2016 годах пользоваться кредитными ресурсами не предполагается.
Продолжена работа по вхождению Новоуральска в областные программы: проектом бюджета на 2014 год предусмотрено получение из области 17 целевых субсидий на сумму 305 млн. руб.
Для получения средств целевых субсидий в проекте бюджета предусматриваются средства на софинансирование в объеме 118 млн. рублей. Задача Администрации городского округа заключается в своевременном подписании соответствующих соглашений, ритмичном и эффективном расходовании данных средств.
Наибольшую долю в расходах бюджета составляют расходы на образование - 44% - 1 млрд. 990 млн. рублей. Из 10 городов ЗАТО Росатома Новоуральск занимает второе место по расходам на образование, уступая только Сарову. Не отрицая приоритетную роль образования, отмечу, что в этой сфере надо наводить порядок, сокращать излишние и неэффективные расходы.
Расходы по главному распорядителю бюджетных средств - Управлению образования запланированы в объеме 1 млрд. 853 млн. рублей.
Под руководством Управления образования будут работать 2 гимназии, 1 школа-интернат, 10 общеобразовательных школ, из которых 3 с углубленным изучением отдельных предметов и 2 сельские, вечерняя сменная общеобразовательная школа. Образовательный процесс будет обеспечен для 8480 новоуральских школьников.
В сфере дошкольного образования детей услуги будет оказывать 5 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждения на базе 37 детских садов различного типа, которые будут посещать 4605 детей.
Услуги дополнительного образования бесплатно окажут 5 бюджетных учреждений для 6299 детей.
На ГРБС – Администрацию Новоуральского городского округа запланировано 927 млн. рублей, в т.ч. непосредственно содержание Администрации 77,9 млн. рублей.
Резервный фонд Администрации определен в значительном объёме – 22 млн. рублей. За счет средств резервного фонда также будет продолжена практика работы с депутатскими наказами.
Расходы по ГРБС - Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной политике запланированы в объеме 943 млн. рублей.
Расходы на очистку города, сельских населенных пунктов и прилегающих территорий увеличены на 20% к 2013 году и составят 94 млн. рублей, хотя средств требуется еще больше.
На проведение строительно-монтажных работ по реализации проекта аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" запланировано 6 млн. руб.
На содержание подведомственной ГРБС Отделу культуры сети муниципальных учреждений предусмотрено 283 млн. рублей, из них на обеспечение выполнения муниципальных заданий бюджетными и автономными учреждениями предлагается направить 241 млн. рублей.
За счет этих средств жителям округа будет оказано 9 муниципальных услуг, в том числе:
132 тысячи человек посетят наши театры, которые осуществят постановку 9 новых спектаклей;
27 тысяч новоуральцев ознакомятся с экспозициями историко –краеведческого музея;
1155 детей будет обучаться на бесплатной основе в детской художественной и музыкальной школах по программам предпрофессиональной подготовки;
143 тыс. человек воспользуются прокатными предложениями Центрального парка;
- публичная библиотека обслужит 253 тыс. посетителей в городе и населенных пунктах;
145 тыс. жителей округа будут показаны фильмы в киноцентре «Нейва» и в клубах населенных пунктов.
На деятельность ГРБС Комитета по делам молодежи, семьи, спорта и социальным программам и его подведомственных учреждений запланировано 438 млн. руб., в том числе 164 млн. рублей - на выполнение муниципальных заданий бюджетными учреждениями. На эти средства жителям будет оказано 9 муниципальных услуг и работ, включая:
- организация работы в клубах по месту жительства для 1100 человек;
- реализация программ дополнительного образования для 647 детей и подростков;
- предоставление социально-психологической помощи молодежи в объеме 3850 часов работы педагогов-психологов;
- подготовку 14 спортивных сборных команд по видам спорта, включая хоккейную команду «Кедр».
Расходы на ГРБС Комитет по управлению муниципальным имуществом определены в объеме 16,4 млн. руб.
На содержание Финансового управления запланированы средства в объеме 18 млн. руб., Думы городского округа – 14,7 млн. руб., Контрольно счетной комиссии - 3 млн. руб.
Для обеспечения бесперебойного функционирования муниципального хозяйства традиционно ставлю задачу перед Думой и Администрацией городского округа об определении при первом чтении бюджета приоритетных мероприятий и статей расходов.
Красной нитью 2014 года пройдет празднование 60-летия Новоуральска и 65-летия Уральского электрохимического комбината. В проекте бюджета заложено 32 млн. рублей на ремонтные и благоустроительные работы по подготовке города к этой серьезной дате. Обращаюсь ко всем организация и жителям города: 60-летие – замечательная возможность для каждого внести свой вклад, чтобы наш любимый город стал еще более красивым и привлекательным!
Уважаемые коллеги! В заключение еще раз подчеркну, что в непростых социально-экономических условиях на первый план выходит повышение эффективности бюджетных расходов и ориентация их на приоритетные направления.
Уверен, что продуктивная работа всех органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, всех активных граждан позволит нам достичь главной цели – улучшения жизни новоуральцев и обеспечит дальнейшее развитие Новоуральского городского округа!
Спасибо за внимание.
Глава городского округа В.Н. Машков
30 октября 2013 года