С председателем постоянной комиссии Думы НГО по местному самоуправлению М.Г. Сергеевым беседует главный специалист аппарата Думы НГО Ю.В.Чепова
Предлагаю начать с хорошей новости – победы Думы НГО в областном конкурсе по итогам 2014 г. Ваш комментарий.
Напомню, что 21 апреля мы отмечаем день местного самоуправления (МСУ) – с размахом и вот уже 4-й раз. И областной конкурс приурочен именно к этому событию. Раньше нам везло на «Лучшего депутата» и «Лучшего сотрудника аппарата». А теперь вот – 1-е место в номинации «Лучший представительный орган в сфере правотворчества» и 2-е – за «Гласность и открытость представительного органа» (хотя, по-хорошему, во второй номинации оценка должна была бы даваться не извне, а в Новоуральске). Это неплохо – учитывая то, что область насчитывает 94 муниципалитета, из которых в конкурсе приняло участие 55.
А как все происходило?
Незримо. Поскольку конкурс заочный, то никаких баттлов или зрелищных соперничеств не предполагалось. Никаких проектов, защит и презентаций. Нам пришлось лишь заполнить ряд анкет и – ждать. Теряя сон, аппетит, томясь в неизвестности. Правда, перед этим мы целый год упирались в нормотворчестве, гласности и открытости. По-настоящему.
И каковы же составляющие вашего успеха?
Поправлю – нашего с вами общего успеха. Поскольку львиная доля усилий, а значит, и лав-ров, принадлежит сотрудникам аппарата Думы и юротдела Администрации – именно они орга-низовывали своевременное и профессиональное сопровождение нашей деятельности. Отдель-ное спасибо, Юлия, вам – за сопровождение информационное.
Что до критериев оценки по нормотворчеству, то конкурсная комиссия учитывала полноту и актуальность местной нормативной базы, эффективность взаимодействия с Заксобранием, об-ластным Правительством и прокуратурой. Но последней и, кажется, главной каплей послужило то, что из 6 законодательных инициатив, поданных муниципалитетами области, реализованной оказалась лишь одна. Наша. О нарушениях правил землепользования.
Вообще же из понятия муниципального нормотворчества можно смело исключить творче-скую составляющую. Поскольку почти всегда это – отслеживание и копирование меняющегося законодательства. Путем корректировок местных правовых актов. И лишь изредка мы можем полагаться на собственное усмотрение. Но тут ничего не попишешь – такова взаимосвязь раз-личных уровней управления. Несмотря на то, что МСУ, по Конституции, не входит в структуру органов государственной власти.
Что же касается открытости и прозрачности – тут нам есть к чему стремиться. К совершенст-вованию обратной связи. «Передатчик» информации о своей деятельности мы настроили, а вот насчет «приёмника» общественных реакций – есть вопросы.
Хорошо. Прожитое подытожили. А что дальше – в плане нормотворчества?
В последнее время модно отказываться от прямых выборов глав городов. Так, месяц назад «МК» опубликовал информацию о том, что Челябинская область (полностью!) отказалась от этой забавы – отдавшись на откуп конкурсным процедурам. Судя по всему, в ближайшее время нам тоже придется столкнуться с соответствующими инициативами. Основные аргументы: а) выборы – удовольствие слишком дорогое, б) демократия в России себя не оправдала, в) в ус-ловиях все осложняющейся военно-политической обстановки мы не можем себе позволить слу-чайности и недоразумения.
Но это наклонение пока весьма сослагательное. А вот что до конкретных шагов, то можно сказать о двух: отказаться от использования партийных списков на муниципальных выборах и снизить численность Думы НГО до 20 человек. Первые усилия в этих направлениях уже пред-приняты, и, думаю, к 2017 г. соответствующие правки будут внесены.
А как вы сами относитесь к таким перспективам?
К отказам от прямых выборов – отрицательно. Приведенные аргументы меня не впечатляют. Очевидно, что дело в другом – в самоукреплении действующего режима. Особенно – в пред-вкушении выборов в Госдуму в 2016 г. и выборов Президента в 2018 г. А непростая политиче-ская обстановка в этом плане опасна не сама по себе, а лишь как возможный катализатор воз-можного общественного недовольства в преддверии означенных событий.
Что до отказа от партийных списков и уменьшения числа депутатов, то эти идеи я поддер-живаю. Поскольку никогда не считал партии сколько-нибудь инструментом на муниципальном уровне – здесь, с точки зрения избирателя, всегда была важна личность. А партию – и за горло не подержишь, и в глаза ей не посмотришь. Численность же Думы – фактор не принципиаль-ный (по крайней мере, до тех пор, пока она не является профессиональным органом МСУ). А раз так, то – лучше меньше, чем больше.
Мы поговорили о том, что было, что, возможно, будет. А чем сердце успокоится?
Предлагаете – на посошок – чего-то успокоительного? Что ж, пусть это будет Жванецкий: «А ценности остаются прежними: честность, порядочность, плечи ребенка, беседа с умным, молчание с ним же, гости издалека, цикады ночью, утренний запах сада, бесшумная походка кошки, книги, дающие возможность жить не здесь, и нормальная дружба, когда обоим ничего не надо…».
Как-то так.