За последний месяц в редакцию «НГГ» участились звонки с вопросами и жалобами, в которых граждане, владельцы автомашин, рассказывают, сетуют и возмущаются действиями Административной комиссии (АК) НГО в части запрещения парковать машины во дворах вблизи жилых домов. Тех, кто пытается с ними спорить, не выполняет их указания, штрафуют на весьма солидные суммы. Житель нашего города Виктор Михайлов рассказал, что он 10 лет ставил свою машину в углу двора , где она никому не мешала. И прежний хозяин квартиры ставил здесь свое авто более 25 лет. Никто из соседей нареканий не высказывал. И вот - на тебе! Оказалось, что во время его отсутствия кто-то из сотрудников АК пофоткал его машину в фас и в профиль, а потом позвонили и предложили прийти в АК по адресу: ул.Ленина, 71, где сообщили, что он нарушил правила парковки – не достаточно далеко от стен дома поставил машину. Показали ему брошюрку с соответствующим законом, которого он в жизни не видел и не читал. В какой-то мере это напомнило распространенный ранее в среде инспекторов ГАИ метод вылавливания нарушителей ПДД: прятались в кустах, поджидали приличное авто и могли неожиданно выйти на дорогу с жезлом "наперевес".
Об этом и другом я поговорил с членом АК НГО депутатом Думы НГО Максимом Сергеевым.
- Административная комиссия – что это такое?
- Это еще один орган правосудия. Сегодня КоАП РФ дает обильный перечень органов и должностных лиц, которые могут рассматривать те или иные категории дел об административных правонарушениях. Это и суды общей юрисдикции, и мировые судьи, и судьи арбитражных судов, и комиссии по делам несовершеннолетних, и полиция, и органы уголовно-исполнительной системы, и всевозможные контрольные и надзорные органы. Административными комиссиями (АК) рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в пределах полномочий, установленных этими законами.
В нашем случае порядок создания АК, их полномочия, особенности деятельности и финансирования, а также процедурные вопросы регламентированы областным законом № 52-ОЗ от 14.06.2005 г. «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» и Постановлением правительства Свердловской области № 1128-ПП от 24.08.2011 «Об административных комиссиях».
Так, АК формируются в муниципалитетах, действуют в рамках так называемых переданных государственных полномочий и финансируются из средств областного бюджета в виде субвенций. Рассматривают же они дела о правонарушениях, предусмотренных законом № 52-ОЗ, который, помимо собственных норм, содержит отсылочные – к муниципальным правовым актам: правилам благоустройства, порядку проведения земляных работ, порядку организации освещения улиц, перечню мест для размещения объявлений, порядку проведения работ по уборке территории, местам выбрасывания бытового мусора, срокам вывоза отходов потребления, мест для осуществления мойки транспортных средств, порядку организации парковок и др.
- Сумма штрафов оговаривается в областном законе?
- Да. Особенность правового регулирования заключается в том, что в местных правовых актах прописаны только регламентирующие нормы, а санкции за их несоблюдение содержатся в областном законе.
Санкции могут быть разными. И не всегда, на мой взгляд, справедливыми. Например, за то, что бойцовая собака без намордника пугает во дворе детей, ее хозяину грозит «смешной» штраф – от 100 до 500 руб. (а то и вовсе – предупреждение). Или за то, что ваш сосед всю ночь шумит, «кожей» слушает музыку, прочими способами сходит с ума и не дает спасть ни вам, ни вашим близким, его оштрафуют лишь на сумму от 500 до 2000 рублей. Тогда как «неудачная» пятиминутная стоянка автомобиля в неположенном месте может стоить его владельцу от 3 до 5 тысяч рублей.
- А куда идут штрафы?
- Одни штрафы поступают в областной бюджет, другие – в местный. Все зависит от категории правонарушения.
- А предупреждение может использоваться вместо штрафов? И как часто?
- Предупреждение как «облегченная» форма наказания – может использоваться только в том случае, если оно предусмотрено в областном законе. Если же в законе этого нет, то АК, как бы ей этого ни хотелось, прибегнуть к предупреждению не сможет.
- Максим Григорьевич, а насколько законодатель уверен в том, что население информировано и знает этот закон?
- Скажу банальность: незнание закона не освобождает от ответственности. Однако на практике донести до людей не только текст, но и смысл обязанностей и запретов бывает весьма затруднительно. Мы понимаем, что далеко не все читают нужные издания и смотрят соответствующие каналы, при этом во всем разбираются и все помнят. Но этого понимания нам недостаточно для того, чтобы освобождать от ответственности.
Простой пример. Есть в областном законе статья №17 «Нарушение правил благоустройства территорий населенных пунктов», которая отсылает к муниципальным требованиям (этакая правовая «матрешка») и предусматривает для физических лиц штраф от 3 до 5 тысяч руб. И если у законопослушного новоуральца хватило терпения и добросовестности прочитать этот закон, то это вовсе не значит, что он доберется до муниципальных «Правил благоустройства…». А там много интересного. Скажем, запрет на стоянку транспортного средства ближе 3 м (до 2013 г. это расстояние составляло 5 м) от многоквартирного жилого дома. Причем вне зависимости от наличия на соответствующей стене окон и дверей. Есть еще один нюанс: «стоянка» в контексте «Правил благоустройства…» существенно отличается от «стоянки», предусмотренной Правилами дорожного движения, поскольку первые и вторые Правила регулируют различные правовые сферы. На этом, кстати, многие и погорели.
К слову, стоянка транспортных средств на территории НГО запрещена также на детских и спортивных площадках, на газонах, цветниках, на придомовых территориях с травяным и земляным покрытием, ближе 50 м от береговой линии водоема, ближе 5 м от контейнерных площадок в местах, затрудняющих к ним проезд, и др.
Бывают ситуации, когда одно и то же правонарушение можно квалифицировать как нарушение либо наших «Правил благоустройства…», либо самостоятельных (не содержащих отсылки) требований областного закона. В этом случае решение о выборе остается за должностным лицом, оформляющим протокол.
- А нельзя ли доводить до сведения наших граждан содержание таких муниципальных актов в виде плакатов и другого наглядного пособия? Хотя бы предупреждение о штрафах за неправильную стоянку.
- Есть два способа доведения содержания норм и правил до населения. Первый – официальная публикация текстов муниципальных нормативных актов в газете «Нейва». Второй – предоставление комментариев в городских СМИ.
- Но не все жители Новоуральска читают «Нейву», а среди ее читателей не все читают муниципальные нормативные акты.
- Здесь возникает своеобразная коллизия – между обязанностью человека знать закон (в общем смысле этого слова) и его правом не читать газеты, «Бюллетени» и «Вестники». Как выйти из ситуации? Какие-то сюжеты даются по телевидению – для того, чтобы донести и разъяснить. Что-то обсуждается на газетных полосах. Что-то доводится иными способами. Что до наглядной агитации, то здесь есть два серьезных ограничения: жанровое (далеко не все можно растолковать «шершавым языком плаката») и ресурсное (банальная нехватка средств).
- Но ведь одними запретами и наказаниями проблем не решить. Что толку карать за неправильную парковку, если парковаться попросту негде?
- Полностью с вами согласен. Уже сегодня то, что у нас творится, иначе как беспределом не назовешь. Вынужденным беспределом – поскольку город к такому росту «автомобильного благосостояния» своих горожан оказался катастрофически не готов. А машин становится все больше и больше. И уже в ближайшем будущем нас ожидает если не коллапс, то что-то ужасное. Не так давно, когда мы разрабатывали Программу комплексного социально-экономического развития НГО, были сформулированы предложения по разработке отдельного блока, посвященного новой внятной парковочной политике, которую необходимо претворять в жизнь системно, последовательно и в масштабах всего города. К сожалению, предложение в программу не попало. Тем не менее оно вошло в решение Думы НГО о годовом отчете главы администрации НГО – как рекомендация на ближайшую перспективу.
- Я думаю, что если в ночное (да и не только в ночное) время пройтись по дворам, то в каждом из них мы найдем хотя бы одного нарушителя городского благоустройства.
- Одного – это мягко сказано. На заседания АК попадают единицы. Реально же нарушителей на порядок, а то и на два больше. И если их еще не привлекли, то им пока попросту везет.
Вообще, несанкционированные свалки (тяготеющие к подъездам), дикие парковки (туда же), бесшабашные владельцы собак (от следов присутствия любимцев которых уже ступить негде) – все это, к сожалению, стало приметами времени. Вы посмотрите, что творится у нас по весне! Такое впечатление, что новоуралец задался целью похоронить себя под продуктами своей жизнедеятельности.
Предвижу упрек, мол, мы платим налоги, а вы будьте добры выгребайте из-под нас, качественно и в срок. Соглашусь лишь отчасти. Есть для уборочной братии фронт работ, предопределенный объективными факторами: снег, лед, песок, сухостой и т.д. А есть фронт, возникающий из-за человеческой безалаберности.
При общем вскипании патриотизма, духовности и, говорят, ответственности у нас, как подметил Жванецкий, по-прежнему очень низкий процент попадания в унитаз, в плевательницу, в урну. К моему великому сожалению.
- Концовочка как-то не очень… Пожелайте что-нибудь нашим читателям
- Берегите себя, свой город. А заодно и свой кошелек. И будьте счастливы.
Послесловие
Областной Закон № 52-03, касающийся правил парковки, Законодательное Собрание СО выпустило аж в 2005 году, то есть 10 лет назад. Люди ведь привыкли у нас, что власти выпускают сотни и тысячи бумаг, озвучивают массу обещаний, проектов... А потом словно забывают о них. Через 6 лет областное правительство выпустило в развитие Закона 52-03 свое постановление. Еще через девять месяцев разродилась и Дума НГО.
Именно представители власти любят народ поучать. Чего только стоит замызганное изречение насчет "незнания законов, которое не освобождает..." А ведь законодатели и исполнительная власть обязаны сделать все (подчеркиваю - все!) возможное для доведения новых законов, других правил бытия и их толкования до всего населения, что и выполняется в цивилизованных государствах.
Но опустимся на нашу родную новоуральскую землю... Вот у нас в городе больше десятка СМИ, из них - восемь газет. Если бы публикации об изменении правил жизни и бытия были опубликованы и озвучены во всех СМИ города, как минимум половина горожан имела бы возможность узнать о тех или иных нововведениях.Только после этого можно иметь моральное и юридическое право талдычить людям, что «незнание закона...» и т.д. Уверен, убежден что за "недоведение до большинства населения новых законов и правил: власть должна нести ответственность и перед обществом, и на законодательном уровне. А иначе будем продолжать жить как в XVII веке. Помните поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»?
Беречь свой город - проблематичнее, чем свой кошелек. Вот еще бы административные законы соответствовали бы условиям проживания граждан.
Ясно одно, что Новоуральск не приспособлен к ночлегу в своих дворах такого количества автомашин, ведь строился он в эпоху, когда основным транспортом был гужевой. А лошадей в городских дворах не держали.
Владимир Волков