Открой себе город

«Увидеть ЗАТО и умереть…». Под таким заголовком в Новоуральске был опубликован материал, предваривший круглый стол на тему брендинга закрытых территорий. Несмотря на расхожесть переделанной фразы, у многих новоуральцев она вызвала – судя по местной прессе и комментариям на форуме – ассоциацию некоего пророчества: мол, кто увидел эту медузу-Горгону, тому и не жить. Странная реакция. Но – довольно показательная во своей обречённости: замер новоуралец, встревожен и напуган, позади – золотая клетка, впереди – серый унылый забор (хорошо – не стенка).

Однако состоявшееся обсуждение выглядело более оптимистичным. Тут было всё: и упования на развитие ядерного кластера, и гордость за ландшафты и пейзажи, и страсти по забору, и призывы держаться корней, а также держаться вместе, и сожаления по уезжающей (и, кажется, неблагодарной) молодёжи… Одни предлагали не изобретать велосипед, а сделать ставку на то, что уже давно и с успехом есть. Другие сомневались в живучести наследства, доставшегося нам от отцов и дедов. Одни предлагали строить башни – как абсолютно выигрышный со всех точек зрения архитектурный вензель любого города. Другие – не заморачиваться на внешнем, а сосредоточиться на душе (развивая культуру и самодеятельность), а еще – на производстве и инвестициях. Кто-то призывал тренировать память – вкладываясь в музейные комплексы. Кто-то – крепить мозг и тело, в основном за счёт образования. А чтобы окрепшие мозги и тела не утекали из города – дополнительно крепить чувство патриотизма (скажем, в клубах подобных «Юному моряку» и «Рекруту»).

Словом, говорили о многом и разном. И по большей части – совершенно не о брендинге как таковом. Что, в общем, и ожидаемо, и вовсе не плохо. Как предварительный материал для последующего анализа это было довольно типично для Новоуральска, показательно и репрезентативно, и с этим теперь уже можно работать.

Например, нам стало доподлинно известно, что в среднем мы не просто чтим свою историю и гордимся достигнутым, но и полагаем это залогом своего дальнейшего продвижения. Точки роста: производственные мощности, наукоёмкие технологии, квалифицированные кадры и всевозможное (в основном общее среднее) образование. Естественно – на лоне нашей самобытной природы и инженерной инфраструктуры.

Таким образом, цель № 1 – понять, как себя позиционирует город – была вполне достигнута.
Чего не могу с уверенностью сказать о цели № 2 – заронить зерна новомыслия, способные прорасти на новоуральщине собственными всходами. Ибо мало прочитать свои предрасположенности, мало договориться с университетскими мастерами спорта по геобрендингу – важно родить собственный импульс. Выношенный в самой гуще новоуральских культурных толщ (оцените слог!). Потому что, помимо вкусности и интересности, в брендинге важна легитимность – принятие его людьми и местом. Речь идет, если хотите, о пассионарной легитимности – без которой бренд так и останется лишь мулькой, фейком, по случаю.

Без ответов осталась пара вопросов:
• как конвертировать имеемое в желаемое – какими силами, средствами и ухищрениями?
• как вовлечь в процесс продвижения города наиболее активную и социально харизматичную его часть?
Лично я предложил бы начать с нехитрых приёмов – максимально приблизив полёт общественной мысли к материальному её воплощению. Например, объявить конкурс на слоган о Новоуральске. А заодно – на его символ (естественно, неформальный). Или – на его зверька, человечка или иное какое существо. Да хоть – на клип, реалтон, звук, запах, цвет. Мне кажется, это смогло бы подогреть определенный интерес к тому, что мы делаем. Понимаю, конечно же, это еще не брендинг, но как механизм вовлечения – вполне сгодится.
При более успешном исходе – можно предложить всем новоуральским производителям клеймить свою продукцию выигравшими фразами и изображениями. То же – как сопровождение рекламы. То же – под раз-ными соусами в социальных сетях. То же – как атрибутика во внешнем виде новоуральцев, выезжающих и олицетворяющих свой город вовне, по поводу и без. То же – как обрамление городских и не только мероприятий.

Надеюсь, в ближайшее время (после некоторой проработки вопроса) мы-таки бросим соответствующий клич.
Кроме этого, не надо сбрасывать со счетов ивенты, флешмобы и промо-акции – способные заставить о городе думать, говорить, вспоминать. Вызывать ассоциации и производить впечатления. Хотя с этим направлением будет посложнее – тут одного призыва недостаточно, тут народ заводной нужен, энергичный и непредсказуемый.

Словом, в наших планах подготовить и организовать проектный семинар, где можно было бы предметно обсудить и подготовить к воплощению конкретные брендинговые проекты, народившиеся в, если помните, «гуще новоуральских культурных толщ», т.е. – с вашей помощью.

Один мой знакомый – неглупый, загорелый, падкий на впечатления и вечно покусанный не то змеёй, не то акулой, не то белым медведем – как-то за очередной пинтой эля сознался: «В чём секс жизни? Для одного – узнать главное. Для другого – сделать. Для третьего – понять. А для меня – увидеть. А значит – узнать, понять и сделать то главное, для чего жил.
Увидеть – за то и умереть…»

 

Максим Сергеев
депутат Думы НГО